Поиск
Рубрики

Рекомендации учителей-логопедов

Фомина Татьяна Геннадьевна,

учитель-логопед группы № 3

Рекомендации для родителей

 

12

34

Гайворонская Н.И.,

учитель –логопед группы №7

РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

(консультация для родителей)

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

Исследователями установлено, что в дошкольники легче осваивают правильное построение отдельных предло­жений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, пере­ходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысло­вые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется не только на занятиях, но и в процессе повседневной жизни. В связи с этим огромная роль здесь принадлежит родителям.

Очень важно научить ре­бенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и последовательность.

Обращайте внимание на то, как рассказывает ваш ребенок, как четко и последовательно излагает он свои мысли.

Помогайте ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и внима­нием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или по­могает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т.п.

Чаще просите детей рассказывать об увиден­ном и услышанном.

Задавайте вопросы и просите дать развёрнутые полные ответы.

Приучайте дошкольников рассказывать не торопясь, последовательно, с достаточной полнотой и закон­ченностью, не отвлекаясь от темы.

Поощряйте использование точных названий предме­тов, действий, качеств.

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

Поиграйте с ребенком в игру «Настроение». Предложите описать, как по внешнему виду отличить грустного человека от веселого, испуганного от удивлённого, злого от доброго. Можно использовать такой вариант: описать эмоциональное состояние людей или животных на фотографиях или иллюстрациях в книжках. Например: как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого, наверное, хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, голова высоко поднята, грива развевается).

Очень нравится детям игра «Рассказы-каламбуры». Для этого можно использовать готовые картинки или сделанные «ассорти-коллажи». На лист бумаги, разлинованный на квадраты, наклеиваются разнообразные картинки, предметы, буквы в любом порядке, по одному или несколько в каждом квадрате. По этой таблице взрослый вместе с ребенком  составляет рассказ или ребенку предлагается воспроизвести рассказ придуманный взрослым.

С помощью такой таблицы можно придумать разнообразные произведения, начиная рассказ с любой картинки, в любой последовательности и направлении.

Подобные игры не только активизируют речь, но развивают воображение, тренируют память.

Общайтесь, творите, играйте с детьми! Так как умение  грамматически правильно строить фразы, составлять содержательные рассказы необходимо для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

 

Формирование грамматического строя речи дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений

(консультация для родителей)

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с Общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, обнаруживается недоразвитие фонематического слуха, отставание в формирование словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому этому компоненту развития речи детей уделяется большое внимание в коррекционных группах детского сада. В ходе коррекционной работы детям помогают усвоить основные значения каждой конкретной грамматической формы, учат самостоятельно образовывать грамматические формы по заданному образцу (по аналогии). Воспитывают у детей прочный навык правильного употребления грамматических форм путем многократных повторений.

В процессе логопедической работы детей учат образовывать существительные, глаголы и прилагательные. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях словообразования и словоизменения, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. В соответствии с этим можно наметить основные задачи работы на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов – с помощью приставок. В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону речи, умение исправлять ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.

Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

  1. Окончания существительных множестве в родительном падеже. Очень часто дети добавляют к большинству употребляемых ими слов окончание –ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков».
  2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
  3. Употребление несклоняемых существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.
  4. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.
  5. Ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк – волка – волки – волков; доска – доски – доску, доски – досок – доскам; изба – избы, избы – изб; кружево – кружева, кружева – кружев; простыня – простыни, простыни – простынь – простыням;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6. Образование сравнительной степени прилагательных:

а) простым (синтетический) способом при помощи суффиксов –ее (-ей),

-е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, звонче,

проще, резче, слаще, туже;

б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.

7. Образование глагольных форм:

а) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);

б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть,

дать (ошибки детей: «едишь булку», «дадишь мне»).

в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.

8.  Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двум стройтесь»).

9. Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

Очень часто наблюдаются ошибки, характерные для детей младшего дошкольного возраста («домы», «ухи»).

В связи с этим мы предлагаем и родителям обратить внимание на развитие грамматического строя речи своих детей. Так основной вид деятельности дошкольников – это игра, то и помочь дошкольникам овладеть грамматическими формами  лучше в игровой форме, в виде речевых игр и упражнений. Это игры можно проводить не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад, в длительных поездках.

Например:

Для развития умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов предлаем игру «Маленький гномик». Можно использовать предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ребенку предлагается подобрать к большому предмету точно такой же, но маленького размера. Взрослый напоминает, что маленькие предметы мы называем по-другому – ласково и просит назвать каждый предмет, который изображен на картинках. Можно рассказать ребенку сказку: Жил был в лесу гномик, и был у него маленький домик, и всё – всё у гномика было маленькое.  Вот у нас нос, а у гномика (носик); у нас колпак, а у гномика — ? Ребенку предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных, обозначающих одежду, посуду, мебель и т.д. В дальнейшем можно проводить игру не используя иллюстраций.

Игра «Один – много» (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа)

Взрослый называет ребенку один предмет и просит образовать от него форму множественного числа именительного падежа.

Например: стол – столы, стул – стулья и т.д. Можно использовать речевой материал по любой лексической теме.

Для формирования словоизменения глаголов можно предложить такие речевые игры:

Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число).

Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает:

—         Ты бежишь? (Я бегу)

—         Ты несешь? (Я несу).

—         Ты ешь? (Я ем) и т.д.

Игра «Расскажи о нем» (1-3 е лицо, единственное число).

Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить:

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте не стоит и т.д.

Игра «Дружные ребята» (1-2 е лицо, множественное число)

Мы идем, и вы идете …

Мы поем, и вы … (поете).

Мы берем, и вы … (берете).

Мы несем, и вы … (несете).

Для формирования словоизменения прилагательных можно использовать такие игры:

Игра «Назови какой, какая, какое, какие?» или «Кто больше?» (согласование существительных с прилагательными в роде и числе).

Взрослый показывает предметную картинку или называет предмет, и предлагает ребенку придумать как можно больше слов – признаков.

Например: мяч – ( какой?) большой, круглый, резиновый, гладкий, твердый, разноцветный и т.д.

 Игра «Чья голова? Чей хвост?» (для совершенствования навыка образования притяжательных прилагательных).

Взрослый может предложить ребенку рассмотреть картинки, с изображением животных. Затем часть животного закрыть, что видны были только голова или хвост. Ребенка просят назвать часть животного.

Например: хвост волка – волчий хвост и т.д.

Игра « Подумай и договори» ( умение подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе).

Взрослый произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.

Например: У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д).

На моем пальто воротник (какой?) …

В комнате стоит шкаф (какой?) …

У твоего друга варежки (какие?) … и т.д.

Мы очень надеемся, что наши рекомендации не только помогут вам совершенствовать грамматический строй речи ребенка, но и разнообразят ваше общение с детьми, будут способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.

Загоняева Светлана Иосифовна

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи

(консультация для родителей)

     У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

     Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулироать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

      Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

      Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубико, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, спички, пуговки.

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчзает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Предлагается примерный комплекс пальчиковой гимнастики, который можно исользовать в работе с детьми:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА № 1

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе)

2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу)

5. Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА №2

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)

3. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

4. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

Елагина Ольга Сергеевна

Развитие связной речи.

(консультация для родителей)

Важно, проводя развивающие занятия с детьми, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу. Для этих целей выпускается много различных пособий. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг — дома, на улице, в детском саду.

Как это можно сделать?

Малышам помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Дети 5-6-ти лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем, делают это очень выразительно. Можно воспользоваться следующими играми:

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой бесхитростной в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы) Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию»

Рассмотрите картинку . Опишите ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. Как мне повезло, говорит подсолнух, — я похож на солнце. Как мне повезло, говорит картошка, — я кормлю людей. Как мне повезло, говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору»

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «шёпот волн», «холодный взгляд». Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены. Мягкий характер. Щёки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости.

Игра «Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь. «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? О чем думает ваша обувь?

игра «Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

игра «Лучший друг»

Если вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тётей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?»