Поиск
Рубрики

Рекомендации педагогов

Пивницкая Екатерина Александровна

Воспитатель

Значение изобразительной деятельности и роль нетрадиционного рисования в формировании и становлении творчески активной личности современного дошкольника

«Ум ребёнка на кончиках его пальцев, а значит, в каждом ребёнке есть творческий потенциал, способный развить в нём творческое начало!»

В. А. Сухомлинский

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и  нестандартно решать новые жизненные проблемы. Следовательно, перед образованием встаёт важная задача – развитие творческого потенциала детей.

Изобразительная деятельность – одна из сфер, в которой развивается и растёт ребёнок, где  формируется творческая активная личность. Каков же взгляд педагогов-исследователей на проблему формирования творческого потенциала детей через знакомство с искусством, через освоение изобразительной деятельности?

Искусство, как известно, включает в себя и изобразительную творческую деятельность. К искусству прослеживается двойственное отношение. Некоторые считают, что «искусство» — это бесполезное дело. Другие отмечают, что оно доступно лишь немногим: тем, кто обладает талантом, а о том, что почти в каждом есть «росток творчества, фантазии, способности» редко кто догадывается.

Творчество выделило человека из всех созданий природы, развило в нём чувство прекрасного, способность любоваться красотой и создавать новую красоту. «…Копировать бесполезно! Надо уметь создать своё, тогда искусство будет жить и продолжаться…» — отмечал Л. С. Выготский. Потребность в творчестве – самая высокая потребность человека, она свойственна всем людям. «Без этой потребности он бы превратился в существо, живущее безумной жизнью» (Л. С. Выготский).

Каждый ребёнок рождается с творческими способностями, которые надо развивать, создавая определённые условия. Л. С.Выготский говорил: «Обучить творчеству нельзя, но условия создать обязаны!».

Рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в дошкольном возрасте. Дети рисуют всё, что видят, слышат, знают, ощущают, представляют. С самого утра дети могут рисовать, пытаясь воплотить свою фантазию в реальность, сотворить чудо.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка. Она позволяет передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное, например, страх.

Многие педагоги и философы прошлого ценили и подчёркивали важность рисования. Например, Аристотель: «…рисование изучают потому, что оно развивает глаз…» Я. А. Коменский, предлагал, внеси этот предмет в материнскую школу для развития наблюдательности, ощущений ребёнка. Он считал: « что рисование учит видеть красоту, учит подмечать правильность и стройность в предметах, формирует способность любоваться красотой».

Ф. Фребель отмечал: «Развитие способности к рисованию в ребёнке – составляет одну из главных задач развивающего, воспитательного обучения человека». Он считал рисование одним из главных средств обучения.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи: А. В.Запорожец, Е. И.Игнатьев, В. С. Кузин, Н. П. Сакулина, Б. Н. Теплов, Е. А. Флёрина, Б. П. Юсов и многие другие педагоги и исследователи.

Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечали и зарубежные учёные: Б. Джефферсон, Э. Крамер, У. Ламберт, К. Роуланд.

К. Роуланд отмечал: «Изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности». Э. Крамер подчёркивал её значимость для интеллектуального развития – «рисование – это формирование зрелой личности».  Изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу, считал американский учёный В. Лочнфельд.

Проведённые исследования О. Ю.Зырянова показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к миру.     На занятиях по изобразительной деятельности у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создавать красивое, интересно придуманное.

П. П. Чистяков (художник-педагог) писал: « Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще, оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

В изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни. В процессе создания образа у детей уточняются и закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления и воображения.

К. Д. Ушинский отмечал важность рисования: «Дитя и мыслит формами, красками, значками, ощущениями вообще». К. Д. Ушинский отмечал, что рисование развивает наблюдательность, память, мышление, воображение. «Рисование необходимо для обучения» — отмечал учёный.

Характеризуя детское творчество и те психологические процессы, которые включены в художественную деятельность, педагог А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – это разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. В творческой деятельности взрослых принимают  участие знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость), чувства. Эти же стороны мы должны развивать и воспитывать в ребёнке, чтобы формировать его творчество. Обогатить ум ребёнка разными представлениями – значит дать обильную пищу для творчества детей».

Таким образом, изобразительная деятельность – это художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к окружающему миру. В своём творчестве дети передают то, что они когда-то воспринимали и на основе этого создают что-то новое. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание окружающей действительности.

Из вышеперечисленных высказываний педагогов-исследователей в области изобразительной деятельности стало понятно, что художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью. Полнота и точность образов зависят и от овладения детьми  выразительных средств и материалов.

Искусство развивается, создаёт новые художественные техники, материалы, новые способы их применения.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся со многими изобразительными материалами. Это побуждает детский интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить себя, продемонстрировать своё отношение к окружающему миру. Различные материалы вызывают у детей стремление построить. Изучить, исследовать их на практике. Эффект данного исследования доставляет ребёнку большую радость, стимулирует его желание к дальнейшему расширению и обогащению опыта. В процессе игры с различными изобразительными материалами ребёнок открывает для себя понятия «линия», «цвет», «форма», «поверхность», «направление», «размер», т.е. познаёт художественные особенности, которые использует художник при выполнении своей работы.

Маленький ребёнок работает с материалами спонтанно, не имея предварительных знаний о них и без намерения применять их для художественного самовыражения. Рисовать малыш начинает рано, т.к. материалы для рисования ему более доступны. Играя с ними, ребёнок открывает для себя каждый раз что-то новое, он не перестаёт удивляться.

В игре с рисующими предметами возникает линия, которая привлекает малыша и подталкивает к дальнейшей деятельности. Ребёнок начинает изображать части предметов, соединять их во всевозможные произвольные комбинации – это для него игра, но в то же время – создание чего-то своего, нового.

Для ребёнка дошкольного возраста привлекательным материалом являются краски. Знакомятся дети с красками не при помощи кисти, а непосредственно при помощи рук.

Поэтому надо предоставить возможность окунуть в краски палец или ладонь.

Иногда дети проявляют страх, боясь испачкаться, но та радость, которую им доставляют оставленные на бумаге красочные следы, устраняет этот страх, и они готовы долго играть и исследовать свойства  красок, рисуя на бумаге пятна, кляксы или изображая какой-либо предмет.

Каждый из художественных материалов, которые используют дети, обладает особыми физическими свойствами и внешним видом, а, следовательно, имеет свои выразительные возможности. Необходимо периодически менять материалы, чтобы предавать работе новизну, проявить у детей интерес к новому и способствовать  использованию знакомых материалов. Когда ребёнок трогает и ощупывает материал, испытывает и исследует его свойства, он проводит определённое « технологическое исследование» его выразительных возможностей. Различные цвета и формы, различные художественные материалы и их движение в пространстве, зрительный и слуховой опыт, который ребёнок приобретает, манипулируя этими материалами, несомненно, разносторонне стимулирует желание ребёнка «вступить с ними в активный контакт и творчески применить их в своей деятельности».

Комбинируя материалы, развивается творческое воображение и мышление, которые способствуют положительному, творческому результату. Все материалы имеют свои особенности, технические свойства и способы применения. Педагог должен сам знать особенности материалов, знакомить детей с ними и рационально их использовать; знакомить с доступными способами работы с каждым материалом.

Художественные изобразительные материалы применяются в разных видах изобразительной деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка.

Таким образом, следует помнить, что игра с материалом – одно из лучших средств, для выявления возможностей ребёнка, развития творческих способностей, гибкости и оригинальности мышления и воображения, проявляющиеся в неожиданных образных ассоциациях, в образах творческой деятельности – творчества. «Игра позволяет варьировать образ в ходе работы, свободно фантазировать, сочинять. Она даёт возможность для создания выразительного образа».

Как уже было отмечено, искусство не стоит на месте,  оно продолжает «идти в ногу со временем» (Бакушинский), создавая новые подходы, нетрадиционные техники и материалы. Но, что замечательно – старые традиционные техники не только «продолжают жить», но и открывают вместе с  «новыми» свои, ещё не использованные возможности.

В традициях изобразительного искусства прошлого, художник опирался на классические: живописные, графические приёмы. В современном искусстве применение материалов и техник значительно расширены в связи с появлением новых технологий в получении материалов, инструментария для художественной деятельности: компьютерная графика, аэрозольные препараты, множество трафаретов, пластических масс для лепки и другого, что позволяет осваивать их, комбинировать, получая неожиданные фактурные результаты, побуждающие проявления фантазии.

Когда в работах перекликаются традиционные и нетрадиционные техники, появляется «новый интерес, это уже новая красота – новое искусство» почувствовать свободу, раскрепостится, «позволяют увидеть и передать то, что обычными способами сделать трудно», увидеть и создать свой мир, свои мечты. Они выступают одним из средств, способствующих развитию творческого воображения и мышления, эмоциональной сферы и т.д.

Т. С. Комарова, В. И. Мухина писали, что нетрадиционное рисование – это занимательный процесс, который раскрывает для ребёнка мир творчества, красоты, «мир удивлений».

«Каждый раз дети будут ждать занятие по изобразительной деятельности, будут самостоятельно и заинтересованно подбирать материал к занятиям. Дети научатся творить, воображая, фантазируя, отображая окружающий мир». Так же Т. С. Комарова подчёркивала, что у детей проснётся интерес не только к процессу, но и к конечному результату. Дети с интересом будут рассматривать работы друг друга. О. Белобрыкина говорила о том, что нетрадиционные техники позволяют сделать работы необычными для восприятия, абстрактными, красочными, индивидуальными. «Каждый ребёнок будет представлять себя маленьким художником, создавшим свой мир». В. И. Мухина подчёркивала важность «свободы» при творческом процессе — свободы времени, свободы выбора материала, самостоятельности – важное условие развития творчества детей.

Нетрадиционное рисование пришло в дошкольные образовательные учреждения из художественных школ, хотя вопрос «Надо ли и стоит ли обучать технике рисования?» -стоит до сих пор. К этому подходят с разных точек зрения.

Заметную роль играли взгляды А. Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков. С его точки зрения, существует биологическая предопределённость в развитии детского творчества, подчёркивая стихийность процессов рисования. Такой взгляд привёл А. Бакушинского к идее ограничения задачи руководства творчеством лишь созданием художественной среды. А. Бакушинский, полагавший, что творчество детей совершенно, был против обучения, подчёркивая «детям нечему учиться у взрослых».

Так же уделяла внимание этой проблеме и Т. Комарова, которая не только подчёркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционному рисованию т.к. «она не сложна и доступна всем, тем более развивает фантазии ребёнка».

Нетрадиционных техник очень много. Представляем вашему вниманию лишь некоторые из них:

«Пальчики-палитра». В роли кисти выступают пальцы рук. Каждый палец обмакивается в баночки с краской и отпечатывается на листе бумаги, развивая свою фантазию и придумывая образы. В этой технике рисуют от младшего до старшего возраста.

«Печать от руки». Суть в том, что вся ладонь или её часть обмакивается в краску и затем оставляется опечаток на холсте. Здесь краску надо не только увидеть, но и почувствовать. После нанесённого отпечатка можно дорисовать придуманный образ и дать ему название. Данная техника способствует развитию процессов воображения и мышления.

«Тампонирование». Данная техника выполняется поролоновым тампоном. Тампон опускается в краску, а затем первый отпечаток наносится на палитру, а затем только рисуется изображаемый образ. В данной технике дети рисуют с младшего возраста. В этой технике рисовать лучше всего что-либо «воздушное» — например: облака, одуванчики, сугробы.

«Набрызг». Её суть в разбрызгивании капель с помощью зубной щётки и стеки. Щёткой набирается краска, а затем стекой проводится по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. «Разбрызг» может выполняться красками разных цветов при помощи шаблонов и без них. Данная техника не так проста и требует определённой сноровки. Способствует развитию координации движений,  творческого воображения и мышления

«Монотипия». Очень интересная техника. Работы получаются необычными, творческими и яркими. Техника хорошо работает в сочетании с другими техниками. О.Белобрыкина называет эту технику «техника от пятна», но включая ещё и «Кляксографию», т.е. она объединяет две техники в одну, хотя между ними есть различия. Для «монотипии» необходимы разного цвета краски и два листа бумаги. На одном ставится разноцветное пятно и растирается при помощи второго листа. Открываем и смотрим, что получилось, дорисовывая изображения, развивая свои представления об окружающем мире и формируя творческое воображение в

«Кляксография». Эта техника развивает глазомер, координацию и силу движений, а так же творческое воображение. Для выполнения нужна трубочка, краски, бумага. На лист бумаги капаются цветные капли ходе продуктивной деятельности .разноцветные и при помощи трубочки раздуваются в разные стороны, но при этом трубочку в кисте руки мы шевелим, как бы создавая направления для капель. Это сложная техника, которая требует силы дыхания и хорошо развитой координации движения. Перед знакомством с данной техникой ведётся подготовительная работа – упражнения, тренирующие дыхание. Используется, данная техника, начиная со старшего дошкольного возраста. Овладев ею и совместив с «монотипией»,возможно получить хороший творческий результат.

«Рисование по-сырому». Существует два способа рисования в данной технике:

— холст готовится заранее, закладывается лист бумаги в сырую газету;

— перед началом работы лист бумаги пропитывается поролоновым тампоном, намоченным водой.

Сверху наносятся изображения, при помощи красок. Начинать работать в этой технике можно  рано, в младшем дошкольном возрасте. Выполненные работы имеют эффект дымки.

«Цветные ниточки». Необходимы для работы нити. Они окрашиваются в разные цвета и либо выкладываются на лист бумаги и отпечатываются, при помощи другого листа, либо выкладываются на сложенный лист пополам и выдёргиваются по одной. После чего  дети выстраивают картины из получившихся образов, развивая свои творческие потенциалы, воображение, которое они потом переносят на бумагу. Эта нетрадиционная техника вызывает множество положительных эмоций.

«Рисование по мятой бумаге». При использовании этой технике получается эффект мозаики, т.е. краска на сгибах не темнеет. Перед началом работы лист бумаги мнётся, чем мельче, тем интереснее. В  старшем дошкольном возрасте дети сами готовят себе холсты для работы. После того как бумага готова, наносятся придуманные образы. Рисунки получаются объёмные.

«Граттография». Суть техники – это рисование по восковой прокладке, а так же в процарапывании. Что бы начать работу непосредственно по воску, необходимо сначала подготовиться. Перед началом работы делается цветная заготовка – ретушируется лист бумаги полностью, затем натирается свечой (если закрашивался красками, то дать высохнуть), после покрывается раствором заранее приготовленным (в чёрные чернила или гуашь капается капля шампуня, перемешивается, раствор готов). Когда заготовка высохнет, можно приступать к гравировке, т.е. задумав картину приступить к творческому процессу при помощи зубочистки или исписанного стержня. Работы, выполненные в технике «гравюры» всегда вызывают восторг и заинтересованность: а как же получилось такое чудо? Работа в этой технике ведётся с младшего возраста и у малышей вызывает восторг. Они её ещё называют «волшебная бумага», потому что заготавливает им холсты педагог, а они только гравируют. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно заготавливают себе холсты для работы.  Яркими и запоминающими в  этой технике смотрятся работы на тему, связанную с городом (городские улицы, тема по Санкт-Петербургу, а так же морская тематика). Техника способствует развитию   самостоятельности и творчески-активной личности.

Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть слова педагогов, психологов, учёных: Н. Сакулиной, Ф. Фребеля, Я. А. Коменского, Л. С. Выготского и других о значимости и важности изобразительной деятельности для развития ребёнка: развития его психических функций, эмоций, творческих способностей, развития его самостоятельности и активности, уверенности в себе.

В завершении хочется сказать словами Н. В. Гоголя: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!».

 

Библиография:

  1. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М., Просвещение, 1986г.
  2. Алексеева В. Что такое искусство. М., Советский художник, 1979г.
  3. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. С-Пб., РГПУ им. А.И Герцена, 1996г.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду. М., Просвещение, 1989г.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., Искусство, 1986г.

6.Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. М., Педагогика, 1972г.

  1. Дрезнина М. Игры налисте бумаги. Открой в себе художника. М., Издательский дом – Искатель, 1998г.
  2. Комарова Т. С. Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., Педагогическое общество Россия,2002г.
  3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1994г.
  4. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983г.
  5. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству. М., 1998г.
  6. Левин С. Д. Беседы с юным художником. М., Современный художник,1999г.
  7. Немов Р. С. Психология. Том 1,2. М., Владос, 2001г.
  8. Никологорская О. Волшебные краски. М., АСТ Пресс, 1997г.
  9. Петухов Г. В. Нетрадиционные техники рисования. Екатеринбург, 1996г.
  10. Субботина В. А. Развитие воображения у детей. Ярославль, Академия развития, 1997г.
  11. Ушинский К. Д. История воображения. Том 8.М.-Ленинград,1950г.

 

Никандрова Татьяна Леонидовна

Музыкальный руководитель

Консультации для родителей

«Зачем Вашим детям нужна музыка?»

заяц

    Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?  2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?  3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!    Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.  В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.  Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Пение и музыка: ü развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами   ü приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);   ü обогащение словаря ребенка;   ü развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;   ü тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;   ü развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;   ü песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.   ü правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект   ü пение в группах развивает способность работы в команде. Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.   Здоровье и развитие мозга.  Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма. Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье. И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

муз

Консультация для родителей

  Тема: «Музыкальное воспитание в семье»

гитара

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
  • Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.   Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

 

 Консультация для родителей

Тема: «Значение и задачи музыкального воспитания детей»

пиан

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный  период  чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает  будущая  мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры  –  т.е. музыкальное воспитание нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте.  Отсутствие полноценных  музыкальных  впечатлений  в   детстве   с   трудом   восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения  речью,  для  которой  необходима  речевая  среда,  чтобы полюбить  музыку,  ребенок  должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроения.  Известный  фольклорист  Г.М. Науменко  писал:  «…   у   ребенка, попадающего  в  социальную   изоляцию,   происходит   задержка   умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает,  общается  с ним. И какую звуковую  информацию он впитает в себя в раннем  детстве,  та  и будет основным опорным  поэтическим  и  музыкальным  языком  в  его  будущем сознательном  речевом  и  музыкальном  интонировании.  Становится  понятным, почему  те  дети,  которых  укачивали  под   колыбельные,   воспитывали   на  пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с  которыми  играли,  исполняя  потешки,  по  многочисленным  наблюдениям,  наиболее  творческие   дети,   с развитым музыкальным мышлением …»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  «Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  Дошкольный  возраст  чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего  духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и  об  общем  развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о  чувствах  человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая  всю  гамму  чувств  и  их  оттенков может расширить эти представления.  Помимо  нравственного  аспекта, музыкальное воспитание имеет  большое  значение  для  формирования  у  детей эстетических  чувств:  приобщаясь  к  культурному   музыкальному   наследию, ребенок  познает  эталоны  красоты,  присваивает  ценный   культурный   опыт  поколений.  Музыка  развивает  ребенка  и  умственно.  Помимо  разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа  о  ней  включает характеристику  эмоционально-образного  содержания,  следовательно   словарь детей  обогащается  образными  словами   и   выражениями,   характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту  звуков в мелодии  так  же  предполагает  умственные  операции:  сравнение,  анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на  музыкальное,  но и на общее развитие ребенка.

Как  уже  было   сказано,   музыка   развивает   эмоциональную   сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку  –  одна  из  важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в  жизни, с воспитанием таких качеств  личности,  как  доброта,  умение  сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных  задач  музыкального воспитания детей. Кардинальным для  педагогики  является  вопрос  о  природе музыкальных способностей: представляют  ли  они  собой  врожденные  свойства  человека  или  развиваются  в  результате  воздействия   окружающей   среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий  всесторонний  анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он  признает  врожденными некоторые  особенности,  предрасположения  человека,   задатки.   «Сами   же способности всегда являются  результатом  развития.  Способность  по  самому своему  существу  есть  понятие  динамическое.  Она  существует   только   в движении,  только  в  развитии».   Способности   зависят   от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания  и  обучения.  Все музыкальные способности возникают и развиваются в  музыкальной  деятельности ребенка. «Не том дело  –  пишет  ученый  –  что  способности  проявляются  в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

Консультация для родителей

Тема: «Условия для музыкального развития ребенка в семье»

душа

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

 

Консультация для родителей

Тема: «Задачи музыкального воспитания детей в семье»

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

 пианино

Ляховская Наталия Геннадьевна

Воспитатель группы №2

Консультация для родителей

«Фитбол в Вашем доме»

Уважаемые родители!

  У Вас возникает очень много вопросов о том, как правильно и интересно провести со своим ребенком утреннюю зарядку или просто интересно провести время, совмещая его с физической нагрузкой. Предлагаю Вашему вниманию современные общеразвивающие упражнения, с возможностью точного дозирования физической нагрузки, разработанные  и адаптированные д.

Безымянный

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов.

1 Этап. Задача этапа: 1.         Дать представление о форме и физических свойствах фитбола. Рекомендуемые упражнения: — различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой»,  вокруг ориентиров. — отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы. — передача фитбола друг другу, броски фитбола. — игры с фитболом: «Догони мяч», «попади мячом в цель»,  «вышибалы»,  «докати мяч» (варианты: толкай ладонями, толкай развернутой ступней) 2. Обучить правильной посадке на фитболе. Рекомендуемые упражнения: — сидя на фитболе у твердой опоры проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу) — Сидя на фитболе в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо-влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх-в сторону; в) поднимание и опускание плеч г) скольжение руками по поверхности фитбола д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны. е) по сигналу «встать», обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. 3. Учить базовым положениям при выполнении в партере (сидя, лежа, в приседе) рекомендуемые упражнения: — сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая. Выполняем из положения стоя, лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. — по сигналу бегаем недалеко от фитбола, по другому сигналу подбежали к фитболу и присели. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу. — И.П. – упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. 1 – присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; 2 – вернуться в И.П. — И.П. – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Приподнимать таз от пола. Так же можно выполнять одновременно парами располагаясь зеркально. — И.П. – лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад. — переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в И.П. — И.П. – лежа на спине на полу ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем тоже в положении сидя. — И.П. – лежа на спине на полу согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем. — И.П. – лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот. — И.П. – стоя на коленях на полу лицом к фитболу,  разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающегося. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног прижать фитбол к ягодицам. 2 Этап. Задачи этапа: 1.         Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Рекомендуемые упражнения: — самостоятельное покачивание на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит «стержень». — в среднем темпе выполнять движение руками: в стороны – вверх – вперед – вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола. — сидя на фитболе выполнить: ходьба на месте, не отрывая носков; ходьбу высоко поднимая колени; из положения ступни вместе раздвинуть пятки в стороны и вернуться в И.П.; приставной шаг в сторону; из положения сидя, ноги врозь, перейти в положение ноги скрестно. 2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации). Рекомендуемые упражнения: — поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе. — поочередно выставлять ноги вперед в сторону на носок. — то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону. 3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. Рекомендуемые упражнения. — наклониться вперед ноги врозь, наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук. — наклониться в сторону: сидя на фитболе ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны. — наклониться в сторону к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук. — сохранить правильную осанку и удержать равновесие в положении: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками. — сидя на  фитболе в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами вернуться в И.П. — И.П. – лежа на фитболе, руки в упоре на полу сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок – шея – спина должны быть на прямой линии. — И.П. – лежа на животе на фитболе ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать. — И.П. – лежа на животе на фитболе руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями. — в том же И.П. поднимать поочередно ноги сгибая в коленях. — И.П. – лежа на спине на полу прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх. — И.П. – лежа на спине на полу руки вдоль туловища ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой. — выполнить два предыдущих упражнения из И.П. руки за голову. 4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. Рекомендуемые упражнения. — сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и таком положении покачаться. — сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо. 3 этап. Задачи этапа: 1.         Научить выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином  темпе. Рекомендуемые упражнения: — комплексы развивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. 2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использование фитбола. Рекомендуемые упражнения: — стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч  ступней, выполнять медленные  пружинистые покачивания. — то же упражнение выполнить сгибая руки. — стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено на мяче руки на полу, выполнить несколько пружинистых движений назад. — лежа спиной на фитболе, руки в стороны угол между голенью и бедром 90 градусов, точка контакта с мячом на средней линии лопаток. — сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнутая и упирается ступней в пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, накатиться на фитбол, удерживая равновесие. — И.П. – при накате на фитбол дальнюю руку поднять вверх. — И.П. – тоже выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.   4 Этап. Задачи этапа: 1.         Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Рекомендуемые упражнения: — И.П. – в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги прокатить фитбол к груди. — И.П. – то же, но опора на фитбол одной ногой. — лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение, лежа на животе, руки в упоре одна нога согнута. — аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх. — лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх. — И.П. – то же, ноги вверх. — лежа на животе на фитболе поворот на спину — стоя правым боком к фитболу, шаг вправо через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу. — сидя на фитболе ноги вместе небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе. — лежа на животе на фитболе, в упоре на полу повороты в сторону, точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол. — то же упражнение, но опора на фитбол одной ногой. — лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться И.П. — то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.   Я  надеюсь, что данный материал Вам очень поможет, провести время со своими детьми интересно, незабываемо и с пользой для организма.

Санникова Галина Валерьевна,

воспитатель группы № 5, консультация для родителей «Что такое игры-головоломки»

 

111

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста. В предлагаемое пособие включены описания и чертежи 8 игр головоломок: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. В пособии они расположены по принципу от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей. 2222 Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам. Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Рекомендуется пособие прежде всего детям 5-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже. Поэтому лучше на некоторое время отложить эти игры и подождать, пока малыш «созреет». Сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ деления целого на части дается в описании игры и показан на рисунке. На любой плоскости (пол, стол, фланелеграф, магнитная доска, кусок картона, фанеры, пластика и т. д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются силуэты дома, зайца, лисы, моста, человека или сюжетная картинка. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора(геометрических фигур). Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированное™ у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур. Изготовить игры чрезвычайно просто. Малышам помогут родители, воспитатели, братья, сестры, старшие друзья. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить, соблюдая при этом соотношение между частями. Для коллективной игры на больших плоскостях (фланелеграф, магнигная доска и т. д.) лучше сделать крупные детали, для индивидуальных игр подойдут небольшие по размерам наборы. Окраска комплекта с обеих сторон должна быть одинаковой. Взрослые вместе с ребятами могут изготовить свои образцы к играм, зарисовывая для этого наиболее интересные самостоятельные работы детей. Образцы можно выполнить в том же масштабе, что и детали игры (в этом случае составление силуэта облегчается), а также уменьшив или увеличив их. У некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчлененному образцу, при реализации своего замысла, а это вызывает угасание интереса к играм. Поэтому, полезно вначале организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель подобных упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу). 1.Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов и т. д.) из разнообразных цветных мозаик, комплектов геометрических фигур. Ребенок по представлению составляет то или иное изображение, отбирая для этого необходимые геометрические фигуры.Можно предложить детям картинки, но добиваться их копирования не следует.В жизни трех-, четырехлетних детей подобные игры занимают продолжительный период времени и проводятся системачески. Позже, в возрасте 4—5 лет, их следует рассматривать как один из этапов, освоение которого позволяет перейти к более сложным видам игровой деятельности. 2. Игра «Составь фигуру» (геометрическую): квадрат, угольник, прямоугольник с разными соотношениями сторон. Для этой игры дети вместе со взрослыми вырезают из плотной бумаги разнообразные фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) двух-трех размеров, по несколько фигур одного вида и размера. В игре необходимо использовать равносторонние, прямоугольные, равнобедренные треугольники нескольких размеров. Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу. Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями. Предложенные игры нужно осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры или снижения интереса к ней можно переходить к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней. Таким образом, каждая игра — это необходимый этап подготовки к следующей, содержащей освоенные способы действий и новые, более сложные. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию. Если интерес к играм снижается или пропадает, их надо убрать на некоторое время из поля зрения ребенка. 333     Танграм Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т. д. Игра очень проста. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5×5, 7×7, 10×10, 12×12 см и т. д.) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату. 4444 При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребенка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.

5555   

Помощь ребенку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку’ внимательно. Из каких фигур она составлена?». «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай». Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.